У многих народностей зимнее время года ассоциируется с упадком, смертью, старостью и… обновлением. Вся природа в преддверии холодов засыпает, чтобы к весне возродиться с новыми силами и в новом обличье.
Испокон веков люди верили, что у каждого времени года есть свои сверхъестественные сущности. И в большинстве случае духи зимы отличаются недобрым нравом и враждебностью к людям.
Больше всего зимних сущностей ожидаемо можно встретить в мифологии стран Северной Европы и народов Севера.
Ётуны (Скандинавия)
Ётуны (йотуны) были древними великанами, представителями стихийных демонических сил. Они обитали в мифической стране Ётунхейме - царстве вечных льдов и холода. Их еще называли ледяными исполинами или морозными гигантами. Великаны имели необщительный характер и представляли серьезную угрозу для богов Асгарда и для людей. Считалось, что именно они вызывают бури, горные обвалы и другие стихийные бедствия. Самым первым ётуном был великан Имир, появившийся из первоначального хаоса.
Аврора Бореалис (Скандинавия, северные народы)
Эта сущность напрямую связана с одним из самых эффектных явлений, которое можно наблюдать в Арктике и Антарктике – северным (полярным) сиянием. Из-за своей необычайной красоты оно получило название в честь древнеримской богини зари и матери звезд Авроры и римского бога северного ветра Борея. У некоторых скандинавских племен, а также у северных народов есть легенда, согласно которой северное сияние возникает из-за взмахов хвоста небесной лисицы. А древние викинги верили, что свечение на небе – это огни, зажженные богами, чтобы указать умершим воинам дорогу в Вальгаллу.
Охотница Скади (Скандинавия)
Скади - богиня гор, зимы и холода, а также покровительница лучников и охотников в скандинавской мифологии, была дочерью одного из ётунов - морозного гиганта Тьяци. Однажды отец Скади положил глаз на богиню вечной молодости и долголетия Идунн и похитил ее. После чего ассы пришли за великаном и церемониться с похитителем, понятное дело, не стали.
Лишившись отца, Скади разгневалась, облачилась в доспехи и пошла войной на обитателей Асгарда. Но она была столько прекрасна в своем праведном негодовании, что боги не стали с ней сражаться, а предложили выкуп за убитого Тьяци. Скади согласилась, в качестве отступного потребовав для себя в мужья одного из ассов, а также заявила, что боги должны ее рассмешить. Со вторым условием обитатели Асгарда худо-бедно справились с помощью бога огня, а также хитрости, обмана и коварства Локи. А что же до первого требования, то здесь ассы слукавили, в результате чего Скади достался в супруги совсем не тот, кого она желала… но это уже совсем другая история.
Холда (Северная Европа)
Эту богиню зимы называли еще Снежной королевой и Матерью Холле. Считается, что она управляет снегопадами и туманами. Холду изображают как прекрасную женщину в бело-красных одеждах, а передвигается она верхом на ветре. Люди верили, что самых добрых и порядочных из них Снежная королева одарит богатством и удачей, а за слабость и лень накажет. Также приходом Холды пугали непослушных детей. Есть мнение, что именно Мать Холле послужила прообразом Снежной королевы в одноименной сказке датского писателя Ганса Христиана Андерсена.
Дикая Охота (Северная Европа)
Одними из самых зловещих сущностей зимы на протяжении веков в странах Северной Европы считались всадники Дикой Охоты. Их бешеные скачки по ночам начинались в канун Самайна и продолжались до самого Имболка, который празднуется 1 февраля – в первый день кельтской весны. В древности считалось, что участниками Дикой Охоты являются древние боги, которые раз в год объезжают свои владения. «Охотников» описывают как фигуры в рогатых шлемах, закутанные в просторные черные плащи, которые скачут на огромных черных лошадях в сопровождении адских гончих – огромных черных псов с горящими глазами.
Согласно древним легендам, Дикая Охота появляется в преддверии страшных катастроф или стихийных бедствий, которые ждут жителей тех мест, где видели потусторонних «охотников». Считалось, что встретивший Дикую Охоту на своем пути мог спасти свою жизнь и рассудок одним-единственным способом: упав ничком на землю и закрыв голову руками, чтобы демонические всадники его не заметили.
Божественная старуха Кайлех (Шотландия)
Это божество, олицетворяющее зимнее время года, называют Королевой Зимы. В мифологии она описывается как немолодая, высокая и очень худая женщина с синей или сероватой кожей, белыми волосами, желтыми зубами и в некоторых случаях – с одним глазом. Считается, что именно она ответственна за зимний холод и снег. Кроме того, ее называют создательницей гор, холмов, долин, ландшафтов и дикой природы. Кайлех всегда носит с собой посох, с помощью которого замораживает землю на три зимних месяца.
Ее время заканчивается с приходом священного огня Имболка. Легенды гласят, что 1 мая Кайлех бросает свой посох под куст дрока или остролиста, после чего превращается в сине-серый камень и засыпает до следующей зимы.
Юкионна (Япония)
Зимний дух из японского фольклора Юкионна, согласно легенде, управляет зимой и холодом. Это злая и опасная сущность. Она может исполнить любое желание обратившегося к ней человека, но в обмен забирает душу просителя.
Считается, что в Юкионну превращаются земные женщины, замерзшие насмерть. И когда дух является кому-либо в людском обличье, его практически невозможно отличить от живого человека. Но здесь может помочь одна маленькая деталь. Дело в том, что японские мужчины и женщины всегда застегивают одежду слева направо, а в обратном порядке это делается только на умерших. Так вот, Юкионна всегда носит одежду, застегнутую справа налево. А еще сущность не оставляет следов на снегу.
Ямаваро (Япония)
Еще один японский зимний дух – Ямаваро – имеет небольшое тело, но при этом у него длинные руки и ноги. А еще он покрыт короткой и мягкой темной шерстью. Самым же явным отличительным признаком Ямаваро является один глаз посередине лба.
Согласно легендам, Ямаваро можно встретить в горах. И он - один из очень немногих духов зимы, которые настроены к людям доброжелательно. К примеру, Ямаваро может в обмен на вкусное угощение помочь человеку решить какую-нибудь проблему.
Ицтлаколиуки (ацтеки)
Ацтекский бог зимы, холода и смерти Ицтлаколиуки не всегда был демонической сущностью. Как гласят древние индейские предания, сначала он был богом утренней звезды по имени Тлауискалпантекутли, в которого, в свою очередь, превратился тольтекский правитель, принявший мученическую смерть в огне. Но на небесах он тоже продержался недолго, и через непродолжительное время был убит в схватке с богом солнца Тонатиу. После смерти бог утренней звезды Тлауискалпантекутли трансформировался в бога холода, смерти и обсидиана Ицтлаколуики. Его атрибут - метла, являющаяся символом очищения: смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны.
Джек Фрост (Англия)
Этот дух встречается в английской мифологии примерно с шестнадцатого века. В сказаниях он описывается как эльф, перекрашивающий листья в желтые и красные цвета, а также рисующий морозные узоры на оконных стеклах. Фрост любит пошалить, и нередко щиплет за открытые участки лица и рук прохожих, которые отваживаются в сильный мороз выйти на улицу.
Джека Фроста нередко отождествляют с русским Дедом Морозом или Морозко из одноименной сказки.
Зюзя (Беларусь)
Еще один аналог российского Деда Мороза – белорусский Зюзя. Эта сущность являет собой воплощение холода и лютой зимы. Зюзя выглядит как невысокий толстенький старик с длинными белыми волосами и густой бородой. Он одет в теплую одежду с мехом, но при этом не носит шапки и обуви, передвигаясь по снегу босиком. В руках Зюзя держит массивную металлическую булаву.
Зимнее божество живет в лесу, но иногда выходит к людям. И, в принципе, даже не откажется помочь, если к нему обратиться с просьбой о помощи, взамен требуя лишь уважения к своей персоне.
Маржана (Россия)
У славян богиней зимы традиционно считается божественная (или же, по некоторым источникам, демоническая) сущность по имени Маржана – она же Морена или Мара. Эта сущность символизирует зиму и смерть. И это именно ее в виде соломенного чучела сжигают или топят на Масленицу, открывая дорогу весне.
При этом с ритуальным уничтожением Маржаны связывают многие народные приметы. Считается, что если разорвать соломенную куклу на части, а потом закопать ее остатки в полях, там можно будет снять богатый урожай. А еще люди верили, что тот, кто прибежит в деревню последним после сожжения чучела Мары, скоро умрет. Кроме того, плохой приметой считалось прикоснуться к тонущей соломенной кукле, а также оглянуться или споткнуться и упасть на обратном пути.