С ними воевали древние римляне, их обвиняли в проведении кровавых жертвоприношений и даже каннибализме. О них известно очень немногое, а источниками информации в основном являются летописи и сочинения греко-римских авторов. Так кто же они, эти таинственные лесные жрецы?
История появления друидов, как гласит древняя кельтская легенда, восходит к глубокой древности. Именно тогда состоялась одна из Трех великих битв острова Британии – Битва Деревьев, в которой сыновья матери всех богов Дон Гвидион и Аметон сражались против сил Аннуна (в мифологии валлийских кельтов - потусторонний мир). И одновременно с этим возникло сословие друидов – жрецов, лесных мудрецов и хранителей тайных знаний.
Наставники, поэты и судьи
Друиды в кельтском обществе выполняли не только жреческие функции, но также были лекарями, поэтами, учителями и помогали правителям вершить правосудие. Вот как описывает обязанности кельтских жрецов Гай Юлий Цезарь в своем сочинении «Записки о галльской войне»:
«Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. А именно – они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто – будет ли это частный человек или же целый народ – не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений».
Последнее, кстати, считалось очень серьезным наказанием, так как отлученные от возможности участвовать в жертвоприношениях по умолчанию становились изгоями. Они лишались всех прав, с ними никто не общался и обращались как с преступниками.
Впрочем, столь обширный круг обязанностей друидов компенсировался существенными льготами: они полностью освобождались от воинской и иных повинностей, не платили налогов. Кроме того, они не занимались никаким физическим трудом, а всем необходимым их обеспечивала община.
Чтобы стать друидом, нужно было долго и упорно учиться – иногда не один десяток лет. При этом вся необходимая информация заучивалась наизусть, чтобы, как предположил Юлий Цезарь в своем сочинении, не допустить утечку информации к непосвященным.
«Вследствие таких преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтоб их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти; да и действительно со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное», - писал он.
Жрецы, лекари и маги
Друиды были посредниками между людьми и богами. И человеческие жертвоприношения действительно имели место, так как считалось, что такая жертва сделает богов более милостивыми. Наверняка, многие из вас смотрели фильм «Плетеный человек» с Николасом Кейджем в главной роли. Так вот, там в конце показан типичный ритуал жертвоприношения друидов – с той лишь разницей, что последние чаще сжигали таким образом не одну, а сразу несколько жертв.
«У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени», - отмечал Цезарь в своих «Записках о галльской войне».
Взамен у богов просили покровительства. При этом считалось, что наиболее угодными божествам жертвами будут не первые подвернувшиеся под руку пленные, а уличенные в каких-либо злодеяниях преступники. Но когда не было ни пленных, ни преступников, жертвы выбирались из обычных людей – надо же было как-то платить богам за лояльность и защиту.
В своих обрядах друиды чаще всего использовали ветки омелы – этот кустарник, паразитирующий на деревьях, считался у них священным. Еще одним особо почитаемым растением был дуб. В своей «Естественной истории» Плиний Старший писал, что кельтские жрецы были уверены: все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом. В сочинении Плиния описаны и случаи каннибализма. Его слова подтверждают археологические находки: в частности, в пещере Алвестона, расположенной на юге графства Глостершир в Англии, были обнаружены кости полутора сотен человек, умерших насильственной смертью. Исследователи полагают, что люди были принесены в жертву, после чего их тела полностью или частично употребили в пищу – об этом, в частности, свидетельствуют характерные следы на костях.
А еще друиды были отменными врачевателями. Для лечения они использовали, помимо лекарств, также огонь и железо. Все лечебные процедуры сопровождались обязательным чтением колдовских заговоров. Не было равным им и в искусстве предсказаний. В частности, друид мог предречь только что родившемуся ребенку не только его судьбу, но и от чего тот примет смерть. Также кельтские жрецы читали будущее по приметам, связанными с животным миром – полету и крикам птиц, например. Кроме того, друидам приписывают способность с помощью заклятий влиять на воду, ветер и прочие природные силы.
Враги лесных мудрецов
Самыми первыми «охоту» на кельтских жрецов открыли древние римляне. Прежде всего, друиды были для них «костью в горле» из-за того, что представляли собой сплоченную силу в борьбе кельтов за свою свободу и независимость. Второй причиной нелюбви римлян к друидам, как полагают исследователи, были именно человеческие жертвоприношения – и это несмотря на то, что жители Вечного города сами были завсегдатаями кровопролитных гладиаторских боев, которые нередко заканчивались гибелью бойцов. Впрочем, несмотря на многолетние старания, римским императорам так и не удалось совладать с лесными мудрецами.
После распространения в Западной и Центральной Европе христианства, к гонениям на друидов подключилось духовенство. Служителям церкви удалось добиться желаемого – к XI – XII вв. кельтские жрецы как сословие полностью прекратили свое существование.
Еще одна версия исчезновения друидов заключается в массированной вырубке западноевропейских девственных лесов, которые на протяжении сотен лет служили им пристанищем. Как бы то ни было, друиды передали свою функцию поэтов бардам, а сами превратились в обычных знахарей.
Наследие друидов
В XVII – XVIII вв. интерес к культуре древних кельтов и, соответственно, друидам вновь начал возрастать. Теперь в них видели мучеников и истинных вдохновителей сопротивления римлянам. И в 1909 году на свет появилось неодруидское движение, которое, по сути, не имело никакого отношения к древним кельтским жрецам.
Осенью 2010 года британская комиссия по делам благотворительности признала поклонение духам природы (друидизм) официальной религией, и с тех пор неодруидами себя считают несколько десятков тысяч британцев. Ежегодно в дни летнего и зимнего солнцестояний современные друиды собираются у Стоунхеджа – самого известного мегалита, предположительно возведенного древними кельтскими жрецами, - чтобы принять участие в праздничном фестивале.