Георгий Гурджиев: искатель истины, мистик, путешественник
Личность этого человека, жившего в конце XIX– середине XX вв. и известного как оккультист, философ, композитор и писатель, а также – основатель духовного учения «Четвертый путь», до сих считается одной из самых загадочных и противоречивых.
Георгий Иванович Гурджиев родился в армянском городе Александрополе (современное название - Гюмри), в семье обрусевшего грека и местной армянки. Точная дата его рождения по сей день неизвестна – одни считают, что будущий исследователь сверхъестественных явлений появился на свет 14 января 1866 или 1874 года, другие - 13 января 1877-го, третьи – 28 декабря 1872-го. Предполагается, что эта путаница в датах явилась частью намеренной мистификации, которой была овеяна вся жизнь Гурджиева, и которая в совокупности с его харизмой и ярко выраженной восточной внешностью заставляла окружающих олицетворять эзотерика то ли с пророком и носителем древнего учения, то ли – с самим дьяволом.
Первые шаги к тайному знанию
«Без познания себя, человек не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя». - Г.И. Гурджиев
Отец Георгия, который по своей профессии был ашугом – собирателем и исполнителем древнего эпоса, с детства старался привить сыну интерес к познанию того, как устроена жизнь, и какова цель человеческого существования. Большое влияние на развитие юного ума оказало и тесное общение с православным священником, выступавшем в роли наставника мальчика – мать с отцом надеялись, что он впоследствии станет священнослужителем или врачом.
Когда Георгий подрос, родители отдали его в духовную семинарию – ту же, где учился и будущий вождь страны Иосиф Джугашвили (Сталин). Однако юноша, увлекшись чтением книг Елены Блаватской и литературы о Востоке, после окончания учебы собрал группу единомышленников и отправился на поиски древнего знания. Участники экспедиции стали называть себя «Искателями Истины». За более чем два десятка лет, проведенных в поездках, Гурджиев посетил Грецию, Турцию, Египет, Афганистан, Монголию, Тибет, Эфиопию и другие страны, где учился в эзотерических школах, постигал духовные традиции, знакомился с этническими музыкой и танцами, используемыми в различных культах. Нередко ему приходилось принимать участие и в археологических раскопках. Кроме того, он постоянно осваивал новые умения и профессии, что помогало ему, в числе прочего, зарабатывать на жизнь во время путешествий.
Интересно, что время, которое Гурджиев провел на Тибете, изучая местное направление буддизма, некоторые его биографы рассматривают как период сотрудничества с российскими властями в качестве, как бы сейчас выразились, «резидента». Об этом, в частности, пишет французский журналист и писатель, а также ученик оккультиста Луи Повель в своей книге «Мсье Гурджиев»:
«Гурджиев был главным тайным агентом России в Тибете десять лет. Ему были даны важные финансовые должности при тибетских властях и контроль над снабжением армии. Он мог играть политическую роль, так как они знали, что он обладал духовными силами, а в этой стране это наиболее важно, особенно среди высокопоставленного духовенства. Он был наставником Далай-ламы и бежал вместе с ним, когда англичане захватили Тибет».
Впрочем, доподлинно неизвестно, что там происходило на самом деле, и был ли Георгий Гурджиев в действительности «тайным агентом» – опять же, по причине того, что многие обстоятельства жизни мага были им же самим тщательно сокрыты, либо намеренно изменены.
«Четвертый путь» - путь к гармоничному развитию личности
«Люби то, что позволяет жить осознанно». - Г.И. Гурджиев
Собранная во время многочисленных экспедиций буквально по крупицам сакральная информация впоследствии легла в основу нового эзотерического учения. По сути оно включало в себя восточные философские взгляды на всестороннее развитие человека, а также идею о «взаимном поддержании» - взаимообмене энергиями между всеми живущими во вселенной, без которого, по мнению основателя учения, жизнь на Земле была бы невозможной.
Учение это получило название «Четвертый путь» - как альтернатива уже существующим трем путям, таким как пути монаха, факира и йога. Гурджиев пояснял свою позицию следующим образом: путь монаха основан на вере – то есть, преимущественно на эмоциях, и смысл монашеского существования заключается в том, чтобы подчинить все остальные переживания и чувства главному – любви к Богу. Факиры же, напротив, совершенствуют свое физическое тело путем различных упражнений и развития «железной» воли. А йоги идут дорогой знаний, развиваясь в основном интеллектуально. При этом каждое из трех описанных учений однобоко, так как развитие их адептов происходит неравномерно, с уклоном в какую-то одну сторону. И наконец, все приверженцы этих традиций для полного совершенствования вынуждены становиться аскетами. Тогда как новое учение «Четвертый путь» является универсальным, с одной стороны давая личности возможность развиваться разносторонне, и с другой – оставаться при этом «в миру» и жить обычной жизнью.
Георгий Гурджиев считал, что приверженцам его учения очень важно постоянно осознавать опыт собственной жизни, делать выводы и строить на них свое дальнейшее существование. Он даже разработал специальную практику «самовспоминания», целью которой было помочь добиться максимальной осознанности себя и того, что происходит в окружающем мире, и в итоге – помочь избавиться от автоматизма в жизни. Помимо описанной интеллектуальной практики, основатель нового учения рекомендовал последователям использовать и другие разработанные им методики, позволяющие совершенствовать также телесный и эмоциональный планы – в том числе, упражнение под названием «Движения Гурджиева», представляющее собой систему танцев и позволяющее освободить тело от автоматических привычек.
«Наука идиотизма» - «застольная» классификация человечества по Гурджиеву
«Каждый думает, что он Бог, но субъективный идиот иногда знает, что он не Бог. Объективный идиот – дерьмо. Он никогда не сможет стать кем-то, никогда не сделает ничего. Субъективный идиот имеет возможность не быть дерьмом, поскольку осознал свое ничтожество». - Г.И. Гурджиев
Еще одним любопытным нововведением мистика стала так называемая «Наука идиотизма» - своеобразная иерархия всех людей на земле. Тема эта поднималась исключительно во время общей трапезы Георгия Гурджиева с его учениками.
Есть довольно подробное изложение сути этого учения, описанное одним из учеников Гурджиева, философом и математиком Джоном Беннеттом (предположительно, потому что точное авторство сего произведения неизвестно). В частности, это символическое представление человеческой судьбы в течение многих лет использовалось Гурджиевым для практического обучения. По словам самого оккультиста, он придумал эту «науку» не сам, а познакомился с ней в одном из монастырей в горах Памира, в ходе изучения древней традиции, возникшей около 4500 лет назад и ныне сохранившейся в Центральной Азии. Символизм идиотов использовался для выражения и сохранения важного знания о человеке и его судьбе и передавался посвященными из поколения в поколение.
«Сам Гурджиев решил использовать его иначе — а именно, для учения непосвященных людей. Он делал это потому, что видел в нем особую силу, которая не существовала в других методах, выражающих секреты внутренней жизни Человека. Раз или два он сказал в моем присутствии — и несомненно в других случаях также — что знавшие этот секрет были рассержены из-за этого, поскольку считали, что символизм этот должен быть сохранен для использования в первоначальном назначении. Однако, он продолжил его использование, поскольку оно было необходимо ему для исполнения своей задачи. Он даже — хоть никогда и не говорил этого явно — выражал мысль в духе того, что ему пришлось заплатить за этот свой поступок — что ему пришлось принести в жертву нечто весьма ценное — но он сделал это ради блага тех людей, которых должен был готовить. Я не знаю, хотел ли он, чтобы такое объяснение происхождения Науки Идиотизма мы воспринимали серьезно или же нет. Все что я знаю, это что лично я усвоил для себя едва ли не больше из всех его демонстраций, основанных на этом символизме, чем из любого другого аспекта его учения», - писал Джон Беннетт.
Он также упоминает, что, по мнению Гурджиева, «наука Идиотизма неотделима от представления о сакральной или сакраментальной трапезе». Георгий Иванович говорил о ней только за столом и очень сердился, если кто-то из его окружения пытался обсуждать эту тему в другое время и другом месте. Более того, нельзя было даже предупреждать новичков о таких застольных беседах, поскольку, по словам Гурджиева, «люди должны узнавать об Идиотах за столом и понимать каждый сам за себя. Заранее им ничего нельзя говорить».
Если говорить вкратце, то суть учения в том, что все население планеты делится на 21 категорию «Идиотов» - от «Объективного», находящегося в самом низу иерархической лестницы, до «Абсолютного», который, соответственно, располагается на самой высшей ступени. По Джону Беннетту это выглядит следующим образом:
«Первые десять категорий, кажется, имеют восходящий порядок, от Обычного Идиота до Просвещенного. Следующие семь двигаются в направлении, которое, возможно, не ведет ни вверх, ни вниз, и они скорее беспомощны и зависят от влияний вне их контроля. Я сомневаюсь, что любой, кто будет изучать их описание, откроет для себя внутреннее значение этих категорий. Это основывается на том факте, что есть два направления движения: «вверх», к двадцать первому номеру и «вниз», к Обычному Идиоту. Окончательная цель существования всегда должна состоять в том, чтобы приблизится так близко, как только возможно, к Источнику всего сущего, каждый, естественно считает, что повышать категорию лучше, чем опускать».
То есть, получается, что «Обычный Идиот» — это тот, кто живет «автоматически», в отличие от «Просвещенного Идиота» - настоящего человека, осознанно строящего свою жизнь.
Революция в России и «Институт гармонического развития человека»
«Помни себя всегда и везде». - Г.И. Гурджиев
Однако вернемся к жизнеописанию Георгия Гурджиева. Примерно в 1913 году он приехал в Москву, где начал продвигать свое учение «Четвертый путь». Позже он перебрался в Петербург, где также набрал группу учеников, в числе которых оказался философ и журналист Петр Успенский - впоследствии он много путешествовал вместе со своим духовным наставником.
Оккультист мечтал осуществить свою давнюю мечту – организовать «Институт гармонического развития человека», но с началом революции он был вынужден покинуть Петербург и вместе с несколькими своими учениками перебраться в Тифлис (Тбилиси). Но и оттуда он вскоре уехал – на этот раз в Париж, где и осел окончательно.
Наконец, в 1923 году Гурджиев приобрел замок неподалеку от мегаполиса - в Фонтебло, где и основал свой «Институт гармонического развития человека». Последующие десять лет он посвятил работе с учениками и проверке своей системы методик на деле, одновременно с этим читая лекции в Европе и Америке. А достижения адептов Георгий Иванович представлял публично в виде показательных выступлений – балетных танцев. По свидетельствам очевидцев, под ритмичную музыку танцоры двигались словно бы под гипнозом, подчиняясь знакам, с помощью которых ими руководил сам Гурджиев. А зрителям объясняли, что такой танец помогает понять назначение функций организма и управлять ими – то есть, делать то, что обычному человеку недоступно. Кроме того, нередко оккультист лично исполнял собственные музыкальные произведения на органе – по мнению тех, кто слышал эту музыку, она воздействовала непосредственно на человеческие эмоции, «возбуждая радость, сожаление, страх и мощное стремление к «пробуждению».
Тренировки в «Институте» велись настолько напряженно, что некоторым адептам становилось плохо, и они вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Об этом Луи Повель также писал в своей книге «Мсье Гурджиев», приводя в пример собственный случай: по словам журналиста, после длительных занятий по методикам наставника он практически ослеп на один глаз и получил нервное истощение. Также он рассказал и про двух девушек-учениц с аналогичными симптомами:
«Они были крайне истощены. Одна из них говорила о том, что чувствует, как вибрируют, сжимаясь вокруг горла и сердца, ее вены. Кровь, казалось, еле бежала в этих телах. Их лица были серыми, а глаза казались загипнотизированными. Они держались на последнем дыхании, готовые погрузиться в пучину смерти. Смерть в действительности уже склонилась над ними, очарованными ею».
И еще один любопытный факт из жизни оккультиста. Через три года после его эмиграции во Францию, он в Фонтебло встретился с хорошо известным в те времена магом Алистером Кроули, который был там проездом, возвращаясь в свое «Телемское аббатство» на острове Сицилия. Как описал эту встречу P.T. Mistlberger в своей книге «Три опасных мага: Кроули, Гурджиев, Ошо», впечатление от встречи двух магов – белого (Георгий Гурджиев) и черного (Алистер Кроули) было незабываемым. По его словам, первый был «сильный, мощный, полный света», а второй – «мощный, но тяжелый, тупой и невежественный»… Это была вторая по счету встреча Гурджиева с Кроули, и больше их пути, равно как и учения, не пересекались. Тем более, что Георгий Иванович считал, что черная (темная) магия стремится сделать людей зависимыми от нее и поставить под контроль, тогда как он сам всегда стремился освободить человечество от каких-либо зависимостей.
Наследие Георгия Гурджиева
«Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда». - Г.И. Гурджиев Основатель «Четвертого пути» ушел из жизни 29 октября 1949 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, предположительно в возрасте 83-х лет. Последней фразой наставника, сказанной своим ученикам, было: «Ну и вляпались же вы!»
Оккультист жил по своим собственным правилам, которые рекомендовал и другим для повышения уровня сознания. Эти правила описал в своей книге «Агенты разведки» американский писатель и психолог Тимоти Лири – их всего четыре:
1. Попытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных. 2. Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие. 3. Никогда не думай так же, как думают другие 4. Доверяй только собственному виденью мира, а не тому, как видят его другие, да и собственному мнению доверяй не очень надолго.
Георгий Гурджиев был уверен, что нельзя позволять прошлому стать будущим и необходимо освобождаться от механических привычек и ложных представлений, потому что только в этом случае человек поймет, что он все время находился в плену фантазий и наваждений. По представления оккультиста, природа развивает человека только до определенного уровня, а далее все зависит только от него самого – и в частности, от того, насколько он знает самое себя. «Разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке» — вот что он считал своей главной задачей как учителя.
После смерти наставника одна из учениц, Жанна де Зальцманн, организовала Фонд Гурджиева, который объединил последователей его учения из различных стран и существует по сию пору.